Тестирование.ру
Обратиться в техподдержку
Обращение в техподдержку
Я соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Профминимум в школах – зачем он нужен и что делать?

Новый 2023/24 учебный год принес школьникам и их родителям, а также педагогам и школьным профориентологам целый ряд изменений и нововведений. Среди них – Профминимум.

Профминимум – это единый стандарт профориентационной деятельности. Представляет собой набор инструментов и практик для работы с учащимися 6-11 классов.


С 1 сентября 2023 года он введен во всех российских школах. Может быть реализован на одном из трех уровней:
✎ Базовый (40 часов)
✎ Основной (60 часов)
✎ Продвинутый (80 часов)

! Уровень, который будет реализован в конкретных школах, определяется региональным органом исполнительной власти.


Зачем нужен Профминимум


Большинство подростков не знают, кем хотят стать в будущем, имеют очень смутные представления о профессиях, а также своих способностях и возможностях. Куда пойти учиться после школы? Какую профессию выбрать? Будет ли выбранная специальность востребована на рынке труда? Этими вопросами озадачиваются если не дети, то их родители.

А между тем, формирование сознательного подхода к выбору профессии закреплено теперь в Законе об образовании, где явным образом указано, что образование нацелено, в том числе, на овладение учащихся «навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению».

Профминимум создан, чтобы помочь школьникам приблизиться к правильному выбору профессии.

Достичь этой цели помогут 4 принципа:
① Системность. Учащихся ждут профориентационная диагностика, профессиональные пробы, профориентационные занятия и игры
② Систематичность. Работа проводится в течении нескольких лет с 6 по 11 класс, предусмотрены занятия раз в неделю
③ Доступность. Профминимум доступен всем. Разработаны адаптивные методики для учащихся с ОВЗ, виртуальные профпробы можно пройти, находясь на удаленных территориях.
④ Социальное партнерство. Подключаются вузы и колледжи, компании-работодатели и, конечно, родители а органы исполнительной власти согласуют действия друг с другом для избегания управленческого дублирования.


Подробнее читайте в статье «ПРОФМИНИМУМ 2023»


А есть ли сложности?


Есть и ограничивающие факторы.

Прежде всего, надо понимать, что новая профориентационная программа становится частью огромной машины российского образования, следовательно, обладает ее преимуществами и недостатками.

Профминимум дает доступ к профориентационным услугам каждому ребенку, следовательно, рассчитан, в первую очередь, на массовый подход и работу с классом. Индивидуализация возможна в персональных рекомендациях, которые получают школьники. Но эти результаты нужно с кем-то обсудить, например, с родителями.

Как и любая государственная программа, Профминимум нацелен, в немалой степени, на удовлетворение нужд государственной экономики. Это нельзя даже считать недостатком, подросткам важно знать о востребованных сегодня и в ближайшей перспективе профессиях. Но понимать это необходимо.

Третий ограничитель связан как раз с нехваткой в школах квалифицированных кадров, которые должны заниматься профориентационной подготовкой школьников и их родителей. В школе работают педагоги. На школу, как правило, один психолог, один социальный педагог. Между тем, для качественной профориентации необходима совокупная работа и педагогов, и психологов, и, в идеале, полноценное социальное партнерство с колледжами, вузами и работодателями.

Нужны ли теперь центры профориентации и профконсультанты?


Да, нужны.
Специализированные профориентационные центры имеют гораздо больше возможностей.

Персональный подход важен и при прохождении таких важных профориентационных мероприятий, как консультирование по результатам тестирования и осмысления профориентационных проб.

С ребенком будет работать не педагог, а психолог, специализирующийся именно на профессиональной ориентации.

Таким образом, два подхода отлично дополняют друг друга, можно их назвать образовательной профориентацией и консультативной профориентацией.

Есть и еще один очень важный момент. Сегодня многие дети просто не понимают, насколько важно самим активно интересоваться трудовой стороной своей дальнейшей жизни, насколько вся их жизнь будет зависеть от того, какую профессиональную стезю они выберут в самом начале. Пробудить в них этот интерес, отчасти, способны помочь специалисты по профориентации сначала в образовательной профориентации, затем в консультационной.

Что важно знать педагогу


Задумка с Профминимумом настолько глобальная, что сбои во время старта становятся весьма вероятными. Значит, программа требует постоянной консультативной поддержки.

Хорошая новость — мы подготовили серию вебинаров, которые ответят на самые актуальные вопросы педагогов «в моменте», ориентируясь на текущий этап Профминимума в нашей с вами жизни.


Присоединяйтесь, будет емко, полезно и не слишком долго.
ЦТР "Гуманитарные технологии",
  17.10.2023